Open Auction

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В 2022 ГОДУ. | Open Auction
+7 (916) 317-60-65
+7 (903) 532-56-34
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В 2022 ГОДУ.

Изменения, внесённые 360-ФЗ в действующее законодательство в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являются одними из наиболее массовых с момента вступления в законную силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ). Условно их можно квалифицировать как касающиеся всех участников размещения закупок, так и осуществляющих отдельные виды экономической деятельности. В данной статье мы рассмотрим основные положения, коснувшиеся так или иначе всех поставщиков.

               В первую очередь стоит отметить существенное сокращение видов процедур, которые проводятся в соответствии с 44-ФЗ. Из действующих остались запрос котировок, конкурс, электронный аукцион, а также закупка у единственного поставщика.  Данные изменения несколько упрощают действия участников закупок, так как устраняют смежные способы определения поставщика. Заказчиками по данным процедурам будет формироваться только извещение, а также порядок оценки заявок в конкурсах.

               Процедура проведения конкурса для поставщиков претерпит скорее косметические изменения. Срок рассмотрения первых частей заявок не может превышать двух рабочих дней с момента окончания подачи заявок, за исключением конкурсов, предметом исполнения по которым в соответствии с ч. 4 ст. 48 44-ФЗ являются:

1) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

2) создание произведения литературы или искусства;

3) работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

4) работы по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов;

5) работы, услуги, связанные с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

               В приведённых выше случаях заказчик вправе опубликовать протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе в течение 5 рабочих дней.

               Остальные сроки проведения отдельных этапов конкурсов по большей части подверглись сокращению:

Стадия проведения конкурса

До 31.12.2021

С 01.01.2022

Срок подачи заявок                             

 

Не менее 15 рабочих дней до окончания срока подачи заявок

Не менее 15 дней до окончания срока подачи заявок

Подача запроса о разъяснении               документации

Не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок

Не позднее чем за 3 дня окончания срока подачи заявок

Рассмотрение первых

частей заявок

От 1 до 5 рабочих дней в зависимости от начальной максимальной цены контракта (далее – НМЦК)

Не более 2 рабочих дней (за исключением описанных выше случаев)

Подача окончательных предложений                 

 

Рабочий день, следующий после истечения 1 рабочего дня с даты рассмотрения первых частей

Рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей

Рассмотрение вторых частей 

От 1 до 3 рабочих дней в зависимости от НМЦК

На позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей

Подведение итогов              

Не позднее следующего рабочего дня после дня получения от оператора ЭП протокола окончательных предложений  

Не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем получения ценовых предложений

   Из всех видов закупок наиболее существенные изменения претерпела процедура проведения электронных аукционов. Основное из них – принципиальное изменение стадий закупки. Главное отличие – заявка поставщика теперь не делится на две части. Если ранее для доступа к возможности участия в торгах по отдельным процедурам (в большинстве своём – поставка товаров) требовалось подготовить соответствующее требованиям заказчика техническое предложение, то после вступления в силу изменений получить возможность подачи ценовых предложений будет у любого участника, прошедшего регистрацию в ЕРУЗ и внесшего обеспечение заявки (при установлении соответствующего требования). К сожалению, в таких случаях упрощается доступ к торгам поставщиков, заведомо не желающих заключать контракт, но способных снижать цену контракта и провоцировать на аналогичные действия конкурентов. Другим существенным изменением является сокращение времени на подачу ценового предложения до четырёх минут, а также установление предельного времени проведения торгов продолжительностью в пять часов. Первое может поставить крест на прогрессивной тактике ведения торгов с подачей ценового предложения на последних секундах, используемой особо искушёнными участниками аукционов. Второе же в крайне редких случаях может вызвать чувство ностальгии по детским играм в палочки. Но если тогда для победы надо было забрать последнюю палочку, то сейчас – сделать ставку последним. Путём несложных подсчётов можно подстроить ситуацию таким образом, что ваше ценовое предложение окажется последним (при условии проведения торгов с двумя участниками), если к финальным четырём минутам пятичасового аукциона Вы подойдёте на втором месте. Таким образом, у Вас может быть возможность ответить конкуренту на последних секундах и забрать победу в таких условиях, когда оппонент физически будет лишён возможности ответить Вам.

               Важные изменения коснулись и порядка обеспечения заявок. Согласно пп. 3 ч. 5 статьи 44 44-ФЗ («Обеспечение заявки на участие в закупке»), при подаче заявки на участие в закупке, опубликованной после 01.01.2022 года, оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке. Таким образом, принципиально поменялся подход по порядку подачи заявок. Если ранее можно было сразу подать заявку на интересующую процедуру, а затем пополнить специальный счёт (при необходимости), то сейчас предварительно необходимо удостовериться в наличии необходимых средств на специальном счёте участника в том случае, если обеспечение вносится своими денежными средствами. Таким образом, ситуация с обеспечением заявок становится очень похожей на положение, действующее до октября 2018 года с той лишь поправкой, что теперь нет необходимости пополнять счёт на каждой площадке в отдельности. Наличие обеспечения заявок становится обязательным для процедур, НМЦК по которым превышает 1 000 000 рублей.

               Также корректировке подверглись и отдельные сроки этапов заключения контрактов по результатам проведения электронных процедур. Срок публикации проекта контракта заказчиком сокращён до двух рабочих дней с момента подведения итогов (по котировке – 3 часа с момента публикации протокола подведения итогов). Срок подписания со стороны поставщика – практически единственный расширенный, и составит 5 рабочих дней. Таким образом, размещение проекта контракта перед продолжительными выходными не поставит поставщика в неудобной положение, связанное с необходимостью в кратчайшее время внести обеспечение контракта, либо оформить независимую гарантию. С 2022 года заказчик обязан подписать контракт не позднее двух дней с момента подписания победителем проекта контракта, но, как и ранее, такая возможность появится не ранее, чем через 10 дней со дня подписания итогового протокола.

               Не является большим откровением то, что отдельные поставщики по тем или иным причинам путём размещения протоколов разногласий пытались затянуть подписание контракта. При минимальном сроке в 10 календарных дней на заключение контракта могло уйти почти три недели (при стандартной рабочей неделе и максимально затянутых сроках публикации проекта контракта, протокола разногласий и ответа на него, а также подписании заказчиком). Сейчас маневрировать подобным образом станет существенно сложнее, так как срок публикации заказчиком ответа на протокол разногласий сокращён до двух рабочих дней, а подписание доработанного проекта контракта победителем – до одного рабочего дня. Таким образом, при стандартной рабочей неделе срок с момента подведения итогов до заключения контракта не сможет превысить двух с половиной недель. Насколько это критично, каждый из поставщиков может сделать вывод самостоятельно, освежив в памяти те не самые приятные моменты, связанные с оформлением банковской гарантии в сжатые сроки в условиях, когда далеко не все банки готовы выдать поручение.  Особенно часто с этим сталкивались поставщики на первых порах своего участия в конкурентных процедурах.

               Подводя итоги по изменениям, внесённым 360-ФЗ, можно сказать, что для поставщиков большинство из них носит «косметический» характер. Разве что процедура проведения открытых аукционов в электронной форме претерпела революционные изменения на фоне той стабильности, которая была установлена ещё 94-ФЗ. Сложность есть в массовости нововведений, так что поставщикам будет крайне важно избежать критических ошибок в период адаптации к переменам.

               Наши специалисты всегда готовы оказать Вам помощь в сопровождении тендеров по новым правилам.